В эксклюзивном интервью для BMG руководитель отдела частного сектора инфраструктурного финансирования по региону Кавказа в Азиатском банке развития (ADB) Дэвид Урбанеха-Фурелос рассказывает об участии банка в Армении и Грузии. С момента начала работы в этих странах в 2005 году ADB выделил более 2 миллиардов долларов, сыграв ключевую роль в формировании инфраструктурного ландшафта, от энергетики и транспорта до зарождающейся цифровой экономики. Господин Урбанеха-Фурелос обсуждает внимание банка к устойчивому развитию, критическую важность центров обработки данных для цифрового будущего Армении и инновационные усилия ADB в Грузии, включая выпуск первых зеленых и устойчивых облигаций. По мере того как обе страны продолжают раскрывать свой экономический потенциал, стратегические инициативы ADB направлены на содействие росту и укрепление региональной взаимосвязанности.
Здравствуйте, Дэвид, спасибо, что согласились на это интервью. Для начала, не могли бы вы рассказать о конференции, которую вы сейчас проводите в Армении? Почему она важна?
Азиатский банк развития (ADB) активно работает в Армении с 2005 года, предоставляя финансирование и поддержку как государственному, так и частному сектору. В целях развития частного сектора мы создаем возможности и развиваем рынок. В данном случае мы считаем, что телекоммуникационная, ИКТ и инфраструктура центров обработки данных играют ключевую роль в новой цифровой эпохе. В связи с этим ADB поддерживает исследование сектора центров обработки данных в Армении, а также изучает, как это может способствовать дальнейшему развитию экономики страны через экосистему. Сегодняшняя конференция была посвящена результатам этого исследования, а также перспективам для центров обработки данных в Армении, в контексте общих тенденций в Кавказском и Центральноазиатском регионах. Мы пригласили ключевых заинтересованных сторон из правительства, агентств и частного сектора, ведущих фирм телекоммуникационной отрасли, чтобы совместно обсудить итоги исследования и рассмотреть возможности дальнейшей поддержки развития индустрии центров обработки данных в Армении и за её пределами.
Какие инвестиционные портфели Азиатского банка развития существуют в Армении и на Кавказе? На какие сектора они ориентированы?
В Армении мы работаем с 2005 года и за это время выделили около 2 миллиардов долларов, из которых около 1,5 миллиарда было направлено на суверенное финансирование, а на частный сектор — около полумиллиарда долларов, что является значительной суммой для экономики такого масштаба. В прошлом мы финансировали в частном секторе значительные проекты в области энергетики и транспортной инфраструктуры страны. Сейчас мы поддерживаем развитие цифровой и технологической инфраструктуры, поскольку страна движется в новую цифровую эпоху. В Грузии за последние пять-шесть лет мы существенно расширили свою деятельность и стали одним из самых активных международных финансовых институтов в частном секторе. Мы способствовали развитию рынков капитала в стране, особенно в связи с компонентами ESG (экологические, социальные и управленческие факторы). Мы были пионерами в выпуске первых зеленых облигаций и облигаций, связанных с устойчивым развитием, поддерживая доступное жилье и железнодорожный транспорт. Мы считаем, что сочетание ESG, устойчивости и инноваций критически важно для поддержки частного сектора на всем Кавказе.
Насколько важны центры обработки данных для экономического развития Армении и Грузии?
Мы считаем, что, как и в прошлые годы, поддержка инфраструктуры играет важную роль. Если раньше это были дороги, аэропорты и железные дороги, то сейчас, с ростом числа компаний в цифровой сфере, критически важно поддерживать центры обработки данных и большие данные. Без этого невозможно будет обработать всю информацию, поступающую со всего мира. Компании, будь то банки, государственные учреждения или образовательные организации, переходят в облако. Поэтому поддержка центров обработки данных становится ключевой задачей по мере роста страны. Однако для этого также требуется много энергии и электроэнергии, поэтому важно, чтобы финансовые учреждения, такие как наши, и рынок в целом продолжали поддерживать энергетические проекты, особенно в области возобновляемой энергетики, чтобы гарантировать устойчивость центров обработки данных.
Какие другие инфраструктурные секторы в этих странах, на ваш взгляд, наиболее привлекательны для частных инвестиций?
Как я уже упоминал, центры обработки данных — это своего рода экосистема. В дополнение к цифровым технологиям требуется энергия. Мы активно поддерживаем различные проекты, связанные с энергетикой, в Армении, Грузии и других странах региона. Мы считаем, что это очень позитивная тенденция, и мы готовы продолжать поддерживать проекты в области солнечной, ветровой и гидроэнергетики. Кроме того, критическую роль играют человеческий капитал и образование, поскольку это требует новых и актуальных навыков. Поэтому инвестиции в образование могут стать очень выгодными для региона.
Какие основные проблемы возникают у частных инвесторов при реализации проектов в регионе?
Когда речь идет о центрах обработки данных и частном секторе в целом, критическую роль играет наличие знаний и технологий, поскольку информация постоянно обновляется, и сегодня мы играем на глобальной арене. Поэтому важно обеспечить доступ к новейшей информации и знаниям. Финансирование также очень важно. Доступ к капиталу через рынок облигаций, кредиты или инвесторов, даже к акционерному капиталу, является критическим фактором, особенно когда речь идет о правильных структурах финансирования для развития таких проектов в частном секторе.
Общий вопрос: Каковы ваши прогнозы экономического развития Армении и Грузии в ближайшие годы?
ADB через свои экономические исследовательские группы ежегодно публикует прогнозы, доступные онлайн. Мы наблюдаем рост в Грузии и Армении за последние годы, с увеличением ВВП на душу населения, общим ростом ВВП и расширением в новые сектора. Мы рады видеть такую динамику и готовы продолжать поддерживать как суверенные операции, так и частный сектор, чтобы продолжать быть частью основной экономики. Мы с нетерпением ждем новых проектов, новых инициатив и возможности сыграть важную роль в развитии этих экономик.
Каков ваш прогноз экономического роста в этом году в Грузии и Армении? Какие секторы будут драйверами экономического роста, а какие – "тормозами" в Грузии и Армении?
Мы видим, например, увеличение туризма в этих странах. Мы наблюдаем рост инвестиций в энергетику, общую инфраструктуру и финансовый сектор. Мы считаем, что эти сектора могут также способствовать развитию других секторов экономики этих стран.
Не могли бы вы поделиться своими взглядами на проект Среднего коридора? Считаете ли вы его привлекательной и перспективной инициативой для стран этого региона? Кроме того, могли бы вы рассказать о возможных планах или перспективах инвестиций Азиатского банка развития в этот проект?
Средний коридор — это тема, которая сейчас на устах у всех, и она становится реальностью. В конечном итоге Кавказский регион является воротами Кавказа и Центральной Азии в Европу и другие рынки. ADB на протяжении многих лет поддерживает программу под названием "КАРЕК", которая соединяет разные страны Кавказа и Центральной Азии и фактически поддерживает схожую концепцию Среднего коридора. Мы также с большим интересом наблюдаем за развитием проекта Черноморского кабеля, который активно обсуждается, и надеемся, что государственные учреждения, финансовые институты и частный сектор смогут поддержать его, поскольку этот кабель может позволить экономике региона получить доступ к новым рынкам.