главное
категория
TV LIVE меню
Loading data...

PwC Azerbaijan назвал основные направления цифровизации экономики стран Каспийского региона

Farid Gattal
20.03.24 14:01
26

В цифровизации экономики я бы выделил два направления: создание цифровых товаров и услуг и использование цифровых технологий в экономической деятельности.

Об этом сказал в интервью азербайджанскому бюро BM.GE директор по технологическому консалтингу PwC Azerbaijan Фарид Гаттал.

По его словам, первое включает в себя производство цифрового оборудования, различных устройств, программного обеспечения и предоставление различных услуг для населения и бизнеса в цифровом формате.

"Если страны нашего региона оборудование и софт в основном используют импортные, то услуги (например, мобильный банкинг, электронная торговля, электронные государственные услуги, внедрение и оптимизация платформ управления бизнес-процессами, онлайн-кинотеатры) производятся "на месте". Бизнес, даже далекий от информационных технологий (скажем, строительный или сельскохозяйственный) все больше цифровизируется, внедряя системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и управления взаимоотношения с клиентами (CRM), работая с технологиями обработки больших данных и облачными сервисами", - сказал он.

Гаттал подчеркнул, что потенциал развития цифровой экономики прежде всего определяется спросом на цифровые товары, для чего в стране должна быть развита цифровая инфраструктура, иметься соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая легко использовать цифровые инструменты с минимумом бюрократии, а также высокий уровень компьютерной грамотности и доступа к интернету.

"Практически всеми государствами региона приняты стратегии цифрового развития, однако все же оно происходит неравномерно. Если Россия один из мировых лидеров по цифровизации финансовой сферы, в частности безналичных бесконтактных платежах, и интернет-банкинге, Азербайджан лидирует в регионе по доле населения, регулярно использующего мобильный интернет, то в Туркменистане менее половины жителей имеют доступ во всемирную сеть. А эти показатели определяют во многом объем внутреннего рынка", - считает он.

Также Фарид Гаттал отметил, что самый большой рынок, как и самый большой сектор цифровой экономики в регионе - это Россия.

"Однако последние два года он вынужден существовать в условиях западных санкций – российские IT и промышленный компании лишаются многих импортных технологий и ноу-хау, вынуждены тратить время и ресурсы на создание собственных заменяющих продуктов, прибегать к серому импорту или приобретать менее качественные аналоги из государств, не присоединившихся к санкциям. Та же проблема с экспортом российских цифровых продуктов – многие потребители за рубежом отказываются от их использования. Однако рост отрасли ИКТ в России все же продолжается, и ее доля достигла почти 3% ВВП, однако экспорт российских ИКТ-продуктов и услуг в 2023 году сократился почти наполовину, при том, что в 2022 году его объем составлял 5,8 миллиарда долларов, что, правда, составило чуть более 1 процента от всего экспорта РФ. После России из стран региона лидерами по продажам ИКТ-продукции за рубеж являются Армения (1 миллиард долларов - 12 процентов от общего экспорта), Грузия (640 миллионов долларов, 10%) и Казахстан (500 миллионов долларов, 0,6%). Здесь важным фактором является структура экспорта: в Казахстане и Азербайджане (где объем экспорта ИКТ-продукции – всего 23 миллионов долларов из 37 миллиардов совокупного экспорта) сырье, в первую очередь нефть и газ, являются основными вывозимыми товарами. Долгое время инвестиции также направлялись именно в добывающую отрасль, в то время как ненефтяной сектор стал развиваться только относительно недавно, в то время как Грузия и Армения вкладываются в более технологичные сферы", - заявил Гаттал.

​По словам директора по техническому консалтингу PwC Azerbaijan, обычному гражданину цифровая трансформация экономики прежде всего заметна по развитию розничной электронной коммерции и платформенных сервисов – в частности, приложений такси и доставки.

"Проникновение онлайн-продаж (то есть какая доля от трудоспособного населения совершает более одной покупки через интернет в год) достигает в России и Иране 60 процентов, Азербайджане - 40, Грузии - 30, Казахстане - 25, Армении – всего - 7 процентов. Наиболее развиты маркетплейсы в России, Иране и Казахстане, причем российские ведут активную экспансию на рынки Центральной Азии, работают в Армении, Wildberries неудачно пытался войти в Азербайджан. В свою очередь, в Азербайджане самый популярный локальный маркетплейс – Umico, с недавних пор официально запустили турецкий Trendyol, однако значительная часть онлайн-продаж все еще происходит через соцсети (в основном, Instagram) либо с глобальных платформ (eBay, Amazon, AliExpress) через посредников. Услуги вызова такси и доставки готовой еды (в меньшей степени продуктов и других товаров) конечным потребителям в странах региона почти полностью перешли в руки агрегаторов. Это в основном мировые (Uber, Bolt, Lyft, Wolt, Glovo) и российские (Yandex, Maxim, InDriver) игроки, но есть и успешные кейсы местных стартапов (ggTaxi в Армении, Kaspi в Казахстане, Snapp в Иране), а также с недавних пор на региональный рынок вышел и украинский Uklon (работает в Азербайджане и Узбекистане)", - добавил Фарид Гаттал.

Подпишитесь на наши новости

получите главные новости дня